Использование имитационного моделирование при оптимизации внутрипортовой логистики
Вопрос о применении симуляции в портовой индустрии стоит остро в последние 5-7 лет. Уже выполнен ряд проектов в этом направлении. Например, ни так давно компании “Anylogic” выполнила полноценную работу по моделированию и оптимизации железнодорожных перевозок 2-го по величине французского порта Гавр, моделирование контейнерного терминала в порту Новороссийск и др.
Возникает напрашивающийся вопрос – какой спектр задач для портовой индустрии позволяет решить симуляционое моделирование?
На самом деле спектр задач неограничен и здесь мы приведет только ряд частных случаев:
- расчет пропускной способности угольного терминала в зависимости от следующих параметров:
- интенсивность захода ж.д. составов;
- количество размораживающих устройств;
- вместимость размораживающих устройст;
- скорость работы размораживающих устройств;
- скорость работы вагоноопрокидывателей;
- количество вагоноопрокидывателей;
- вместимость ж.д. вагонов;
- скорость конвейерных лент на терминале;
- количество судопогрузчиков;
- характеристики судопогрузчиков;
- емкость складских площадей.
- расчет пропускной способности зернового терминала в зависимости от следующих параметров:
- интенсивность захода ж.д. составов;
- интесивность захода автотранспорта;
- скорость взятия проб зерна;
- скорость разгрузки ж.д. вагонов;
- скорость разрузки автотранспорта;
- процентное значение брака по весу и качеству;
- n-ое количество типов груза;
- вместимость силосов;
- график захода судов;
- пропорциональное распределение по типам груза (на авто- и ж.д. транспортом);
- расчет скорости разгрузки контейнеровоза в зависимости от следующих параметров:
- количество причальных кранов;
- скорость движения крана по причалу;
- скорость перемещения спредера (горизонтальная м/с);
- скорость перемещения спредера (вертикальная м/с);
- количество контейнеров на контейнеровозе;
- количество рядов контейнеров на контейнеровозе (в длину и ширину);
Заключение
Приведенные выше примеры раскрывают лишь незначительную часть всего потенциала, который кроется в симуляционном моделировании портовой индустрии.
Можно уверенно сказать, что следующие десятилетия станут расцветом этого направления. Уже сейчас многие иностранные проектные институты и компании создают отделы, которые занимаются исключительно созданием иммитационных моделей, в том числе и в портовой индустрии. Ведь выгоду от работ связанных с оптимизацией работы существующих морских и речных терминалов, принятие решений о покупке того или иного перегрузочного оборудования, принятие решений по продвижению того или иного варианта строительства причалов, ж.д. станций, портовых терминалов и д.р. еще на стадии предпроектных проработок или технико-экономических обоснований трудно переоценить. Также это дает возможность упростить понимание работы различных технологических портовых процессов, определять узкие места в цепочке этих процессов и изменяя входные параметры оптимизировать их. Кроме этого нужно учитывать, что визуализация и наглядность работы иммитационной модели намного упрощает общение с потенциальными инвесторами крупных проектов и может стать решающим фактором в принятии решения о выборе проекта и его исполнителя.
Есть большая вероятность, что в скором времени ни один крупный проект в портовой отрасли не будет обходиться без предварительного тщательного изучения его иммитационной модели, что облегчит труд как проектировщиков, так и топ-менеджеров и нвесторов, вовлеченных в проект.