Использование имитационного моделирование при оптимизации внутрипортовой логистики

Вопрос о применении симуляции в портовой индустрии стоит остро в последние 5-7 лет. Уже выполнен ряд проектов в этом направлении. Например, ни так давно компании “Anylogic” выполнила полноценную работу по моделированию и оптимизации железнодорожных перевозок 2-го по величине французского порта Гавр, моделирование контейнерного терминала в порту Новороссийск и др.

Возникает напрашивающийся вопрос – какой спектр задач для портовой индустрии позволяет решить симуляционое моделирование?

На самом деле спектр задач неограничен и здесь мы приведет только ряд частных случаев:

  • расчет пропускной способности угольного терминала в зависимости от следующих параметров:
  1. интенсивность захода ж.д. составов;
  2. количество размораживающих устройств;
  3. вместимость размораживающих устройст;
  4. скорость работы размораживающих устройств;
  5. скорость работы вагоноопрокидывателей;
  6. количество вагоноопрокидывателей;
  7. вместимость ж.д. вагонов;
  8. скорость конвейерных лент на терминале;
  9. количество судопогрузчиков;
  10. характеристики судопогрузчиков;
  11. емкость складских площадей.

  • расчет пропускной способности зернового терминала в зависимости от следующих параметров:
  1. интенсивность захода ж.д. составов;
  2. интесивность захода автотранспорта;
  3. скорость взятия проб зерна;
  4. скорость разгрузки  ж.д. вагонов;
  5. скорость разрузки автотранспорта;
  6. процентное значение брака по весу и качеству;
  7. n-ое количество типов груза;
  8. вместимость силосов;
  9. график захода судов;
  10. пропорциональное распределение по типам груза (на авто- и ж.д. транспортом);

  

  • расчет скорости разгрузки контейнеровоза в зависимости от следующих параметров:
  1. количество причальных кранов;
  2. скорость движения крана по причалу;
  3. скорость перемещения спредера (горизонтальная м/с);
  4. скорость перемещения спредера (вертикальная м/с);
  5. количество контейнеров на контейнеровозе;
  6. количество рядов контейнеров на контейнеровозе (в длину и ширину);

Заключение

Приведенные выше примеры раскрывают лишь незначительную часть всего потенциала, который кроется в симуляционном моделировании портовой индустрии.

Можно уверенно сказать, что следующие десятилетия станут расцветом этого направления. Уже сейчас многие иностранные проектные институты и компании создают отделы, которые занимаются исключительно созданием иммитационных моделей, в том числе и в портовой индустрии. Ведь выгоду от работ связанных с оптимизацией работы существующих морских и речных терминалов, принятие решений о покупке того или иного перегрузочного оборудования, принятие решений по продвижению того или иного варианта строительства причалов, ж.д. станций, портовых терминалов и д.р. еще на стадии предпроектных проработок или технико-экономических обоснований трудно переоценить. Также это дает возможность упростить понимание работы различных технологических портовых процессов, определять узкие места в цепочке этих процессов и изменяя входные параметры оптимизировать их. Кроме этого нужно учитывать, что визуализация и наглядность работы иммитационной модели намного упрощает общение с потенциальными инвесторами крупных проектов и может стать решающим фактором в принятии решения о выборе проекта и его исполнителя.

Есть большая вероятность, что в скором времени ни один крупный проект в портовой отрасли не будет обходиться без предварительного тщательного изучения его иммитационной модели, что облегчит труд как проектировщиков, так и топ-менеджеров и  нвесторов, вовлеченных в проект.